Информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников
http://www.ligainternet.ru/news/ мероприятия Лиги безопасного интернета.
Лига безопасного интернета — крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация, созданная для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети. Лига безопасного интернета была учреждена в 2011 году при поддержке Минкомсвязи РФ, МВД РФ, Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи женщин и детей.
http://сетевичок.рф/partneram-o-proekte мероприятия проекта «Сетевичок».
Проект представляет собой группу онлайн-мероприятий:
Международный квест по цифровой грамотности «Сетевичок», ориентированный на детей и подростков.
Национальная премия за заслуги компаний и организаций в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи «Премия Сетевичок».
Всероссийское исследование детей и подростков «Образ жизни российских подростков в сети».
Конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок».
Методические рекомендации
По обучению обучающихся правилами безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактике интернет-зависмости
Методические рекомендации разработаны с целью обеспечения реализации образовательной организацией системы мероприятий, направленных на обучение обучающихся правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактику интернет-зависимости, националистических проявлений в молодежной среде и устранение риска вовлечения подростков в противоправную деятельность.
Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 No 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).
Задача педагогов состоит в том, чтобы предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у обучающихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет. Также следует обратить внимание на гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером:
школьникам среднего и старшего возраста можно проводить перед монитором до двух часов в день, устраивая 10-15-минутные перерывы каждые полчаса;
ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более 15 минут в день, в условиях классно-урочной деятельности – не более одного урока, а при наличии противопоказаний офтальмолога – только 10 минут, не более 3 раз в неделю;
лучше работать за компьютером в первой половине дня;
комната должна быть хорошо освещена;
при работе за компьютером следить за осанкой, мебель должна соответствовать росту;
расстояние от глаз до монитора – 60 см;
периодически делать зарядку для глаз.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования в структуру основной образовательной программы основного общего образования включена программа воспитания и социализации обучающихся, которая содержит такое направление, как формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. В рамках этой программы осуществляеся информационно-просветительская работа среди школьников, пропагандирующая важность владения навыками безопасной работы в сети Интернет.
В образовательной организации проводятся занятия для обучающихся по основам информационной безопасности («основы медиа-безопасности»); знакомство родителей с современными программно-техническими средствами (сетевыми фильтрами, программами «родительский контроль»), ограничивающими доступ детей и подростков к ресурсам сети Интернет, несовместимыми с задачами воспитания; проводятся мероприятия по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних.
Рекомендации по безопасному использованию Интернета для несовершеннолетних и их родителей даны и на сайте Майкрософт: http://www.microsoft.com/ru-ru/security/family-safety/kids-social.aspx, http://www.microsoft.com/ru- ru/security/default.aspx.
Вышеуказанные сетевые ресурсы могут быть использованы для проведения педсоветов в образовательной организации по вопросам безопасности детей в сети Интернет.
В основной школе обучающиеся активно начинают использовать Интернет для разработки школьных проектов. Кроме того, они загружают музыку, пользуются электронной почтой, играют в онлайновые игры и так далее. Все более часто их любимым способом общения становится мгновенный обмен сообщениями. Для обучающихся этого возраста желание выяснить, что они могут себе позволить делать без разрешения взрослых, является абсолютно нормальным. Педагогам для обеспечения интернет-безопасности обучающихся 10-15 лет необходимо:
познакомить обучающихся с ответственным, достойным поведением в Интернете;
рассказать об основных опасностях и правилах безопасного использования сети Интернет;
убедить никогда не выдавать личную информацию, в том числе фамилию, имя, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии друзей или родственников, свои имена в программах мгновенного обмена сообщениями, возраст или дату рождения, по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернете;
объяснить опасность личных встреч с друзьями по Интернету без присутствия взрослых;
ознакомь с правилами поведения на форумах и чатах, убедить их, что они не должны использовать сеть для хулиганства, распространения угроз другим людям.
Организуя работу с обучающимися старших классов по безопасному использованию информации в Интернете, следует обратить внимание на неформальные молодежные объединения, которые возникают в образовательной организации. Сетевая безопасность подростков – трудная задача, поскольку об Интернете они знают зачастую больше, чем их родители. Тем не менее, участие взрослых необходимо:
беседуйте с подростками об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются. Спрашивайте о людях, с которыми подростки общаются по мгновенному обмену сообщениями, и убедитесь, что эти люди им знакомы.
интересуйтесь, какими чатами и досками объявлений пользуются подростки, и с кем они общаются. Поощряйте использование модерируемых (контролируемых) чатов и настаивайте, чтобы они не общались с кем-то в приватном режиме.
настаивайте, чтобы подростки осторожно соглашались или не соглашались вовсе на личные встречи с друзьями из Интернета. Напоминайте, какие опасности это может за собой повлечь.
убедите подростков никогда не выдавать личную информацию по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернете. Напоминайте им о последствиях.
помогите подросткам защититься от спама. Научите их не выдавать в Интернете своего электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
обсудите с подростками азартные сетевые игры и связанный с ними риск.
Результатами мероприятий по безопасному использованию Интернета могут стать как бумажные, так и электронные ресурсы, созданные обучающимися: рисунки, сочинения (рассказы, сказки, стихи), буклеты, презентации. Интересной формой представления результатов могут стать театрализованные выступления и видеофильмы обучающихся.
Для обучающихся старших классов при создании материалов по безопасности можно использовать сервисы Интернета для совместной деятельности. Работа команды обучающихся в этом случае можем проводиться дистанционно. Одним из примеров является схема «Безопасность детей в Интернете»: http://www.mindmeister.com/ru/12485180/
Рекомендуем обратить внимание на создание условия для ознакомления с результатами творчества обучающихся. Разработанные материалы можно размещать на сайте образовательной организации, в социальных сетях, блогах и сетевых сообществах.
Для эффективной профилактики интернет-зависимости, профилактики националистических проявлений в молодежной среде и устранения риска вовлечения подростков в противоправную деятельность педагогам необходимо проводить разъяснительную и консультационную работу с родителями обучающихся с целью объяснения правил, рисков предоставления детям средств связи с выходом в Интернет.